Новости компанийМероприятия ИКЦ Госинспекции по недвижимости, расписание на НОЯБРЬ. ИКЦ Госинспекции по недвижимости. Расписание на ОКТЯБРЬ. Мошенники стали активно обманывать арендодателей Публикации МАРИзменения в законах в 2016 году для предпринимателей Ответ потребителю о расторжении договора аренды События и мероприятияКруглый стол : «Налогообложение и бухгалтерский учет: Памятка на 2024 год». Дискуссия: «Вопросы приобретения недвижимости в ипотеку» Новости МАРНотариусы будут информировать наследников о кредитных обязательствах умершего наследодателя. Совещание по вопросам регулирования риэлторской деятельности |
Темы дняОколо 30% строительных проектов после 1 июля лишатся источников финансирования https://www.kommersant.ru/doc/3862058?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop Около 30% проектов по строительству жилья не получат финансирования после изменения законодательства 1 июля текущего года, заявил глава Минстроя России Владимир Якушев на заседании комитета по нацпроекту «Жилье и городская среда». «30% проектов по строительству жилья на сегодняшний день у нас в "красной" зоне. По предварительной оценке, они не получат кредит ни в одном банковском учреждении после 1 июля, когда им необходимо будет строиться только за счет банковского финансирования. По нашей оценке, это ориентировочно 14,3 млн кв. м жилья. И, конечно, большой знак вопроса, попадут ли они в обманутые дольщики потом или нет»,— цитирует его «Интерфакс». Согласно закону, подписанному президентом России Владимиром Путиным, с 1 июля 2019 года застройщики не смогут привлекать деньги от дольщиков напрямую. Средства дольщиков они будут обязаны зачислять на специальный банковский счет и не смогут их использовать до тех пор, пока не передадут квартиры покупателям. Строительство будет вестись на банковские кредиты. Фонд защиты прав дольщиков создаст дочернюю компанию для достройки проблемных объектов. О том, что Минстрой намерен скорректировать нацпроект «Жилье и городская среда», глава ведомства сообщил в декабре 2018 года. Причиной послужили отстранение застройщиков от прямого доступа к деньгам дольщиков с июля и рост ставок по ипотеке после повышения ключевой ставки ЦБ.
Минстрой предложит Минфину подогреть ипотечный рынок госсредствами https://www.kommersant.ru/doc/3862075?from=main_5 Сегодня Минстрой будет обсуждать с Минфином вопрос субсидирования ипотеки в рамках нацпроекта «Жилье и городская среда». По словам главы Минстроя Владимира Якушева, вопрос остается дискуссионным — пока фиксируется уверенный рост ипотеки, и «все говорят о том, что нельзя вкладывать туда бюджетные деньги». Впрочем, аргументы есть и у сторонников господдержки — после решений Банка России о повышении ключевой ставки, опасается господин Якушев, возможно и резкое снижение спроса на ипотечные кредиты. По данным ЦБ на 1 декабря, средневзвешенная ставка составила 9,54%. После повышения регулятором 14 декабря ключевой ставки до 7,75% ряд банков также повысил ставки по ипотеке, некоторые кредитные организации сообщили о намерении их сохранить, но средний показатель все равно вырастет. Кроме того, участники рынка не исключают и возможности дальнейшего повышения ставки ЦБ — и как следствие, ставок по ипотечным кредитам. Напомним, программа господдержки ипотеки в РФ уже действовала в 2015–2016 годах как антикризисная мера — на нее было потрачено 20 млрд руб. и 16,5 млрд руб. соответственно. Однако ипотечные заемщики более чувствительны к общей экономической ситуации в стране: рекорд 2014 года удалось побить только в 2017 году, когда ставки снизились, показатели же 2015–2016 годов были ниже, несмотря на субсидирование сектора. Ипотека в нацпроекте играет важную роль — рост ввода жилья до 120 млн кв. м в 2024 году должен быть обеспечен за счет многоквартирных домов, при этом более половины из них должно финансироваться именно за счет ипотечных займов. Однако, несмотря на продолжающийся «ипотечный бум», ожидания в части ввода жилья не оправдались — в 2018 году, по предварительной оценке, введено 75,3 млн кв. м вместо заявленных 86 млн кв. м. Минстрой предлагает привести нацпроект в соответствие с этим результатом. Поскольку министерство намерено сохранить цель нацпроекта в 120 млн кв. м в 2024 году, а исходная база будет ниже (в частности, и в 2019 году, скорее всего, также произойдет отставание от заявленных 88 млн кв. м — эксперты ждут восстановления отрасли только с середины года), придется наращивать ввод жилья еще более ускоренными темпами. Среди сложностей, которые сдерживают развитие отрасли, и чиновники, и эксперты уже называли переход от долевого строительства к проектному финансированию. По предварительной оценке «Дом.РФ», примерно 30% проектов находятся в «красной зоне» по кредитоспособности, то есть могут не получить банковское финансирование после перехода на эскроу-счета. В абсолютном выражении это около 14,5 млн кв. м. Чтобы эти объемы не стали проблемными, по словам Виталия Мутко, уже строящиеся объекты могут вывести из-под новых требований — постановление правительства о критериях перехода на них должно быть разработано в течение месяца.
На совещании у вице-премьера Дмитрия Козака опять изменили параметры реформы господдержки промышленного экспорта https://www.kommersant.ru/doc/3862161?from=main_4 Правительство в рамках промышленной части экспортного нацпроекта дорабатывает систему господдержки, призванную сделать ее более прозрачной. На совещании у вице-премьера Дмитрия Козака на этой неделе было решено окончательно отказаться от единой бюджетной субсидии под обязательства роста экспорта, перераспределив средства на субсидирование ставок по кредитам, подтвердили “Ъ” в аппарате вице-премьера. Но схема кредитования поменялась. Как писал “Ъ” 15 января, отказ от субсидий объяснялся тем, что прямая поддержка экспорта вызовет трения в ВТО, и субсидии поменяли на займы на срок до 15 лет через ФРП Минпромторга, в первые шесть лет процент равен ставке ОФЗ (7,5–8,5%), далее — 1%. Но, по данным “Ъ”, теперь займы заменили банковской субсидией, в том числе из-за того, что условия по текущим займам ФРП выгоднее. Оператором по кредитам будет Российский экспортный центр (РЭЦ), отбирать проекты будут Минпромторг и регионы, говорят в аппарате вице-премьера. При этом льготные кредиты получат только 80% компаний в рейтинге тех, кто подпишет корпоративные программы повышения конкурентоспособности (КППК, включают обязательства по экспорту). На 2019 год государство готово компенсировать банкам 3 процентных пункта (п. п.) по ставке льготного кредита, с 2020 года — 4,5 п. п., но только по кредитам для отобранных компаний (ставки могут затем уточняться).
Глава Центризбиркома Элла Памфилова на встрече с Путиным сообщила о намерении к 2021 году создать около 5 тыс. «цифровых участков» https://www.kommersant.ru/doc/3862146?from=four_strana Элла Памфилова рассказала Владимиру Путину о планах технологического усовершенствования избирательной системы. Она предложила расширить возможности голосования не по месту регистрации. Систему дополнительно обкатают в Москве в 2019 году: «"Мобильный избиратель" как раз дает такие возможности, чтобы люди, которые будут находиться в день голосования в Москве, а не в своем регионе, смогли в Москве на специально оборудованных цифровых участках проголосовать за своего губернатора, заксобрание во всех тех регионах, областях и краях, где будут выборы». По такой логике в этом году могут получить право голосовать в столице жители более двух десятков регионов: уже сейчас на 8 сентября намечены выборы 13 заксобраний и 16 глав субъектов РФ. В 2018 году «Мобильный избиратель» уже применялся на президентских выборах, а также на выборах регионального уровня, в частности выборах мэра Москвы: для этого вносились поправки в региональное избирательное законодательство и подписывались соглашения с соседними регионами, избиратели которых планировали голосовать в столице. Как сказала президенту Элла Памфилова, всего систему опробовало 7 млн человек. К 2021 году, когда пройдут и выборы в Госдуму, по всей Российской Федерации глава ЦИКа предложила открыть «около 5 тыс. цифровых участков, которые вообще снимают барьеры, чтобы наши избиратели могли, находясь в другом регионе, уже проголосовать не только на федеральных выборах, но и региональных». Сама эта идея может быть позитивная, но, вероятно, временная, поскольку окончательным решением будет переход к электронному голосованию, говорит один из собеседников “Ъ” в системе избирательных комиссий. «Технологии развиваются, цифровизация — необратимая и упрощающая технически сам процесс голосования история»,— говорит другой источник “Ъ”.
Минфин и страховые компании определились с параметрами полиса обязательного страхования жилья граждан от чрезвычайных ситуаций https://www.kommersant.ru/doc/3862150?from=four_economic За полгода до вступления в силу закона о страховании жилья граждан от чрезвычайных ситуаций (ЧС) Минфин и страховые компании определились со средней месячной платой по такому полису (150 руб.), объявили о намерении повысить лимит выплаты с 500 тыс. до 1 млн руб. и готовят правила этого вида страхования, которые должны свести к минимуму риск отказов от выдачи компенсаций. Принятый в прошлом году закон предполагает страхование риска утраты жилого помещения в результате ЧС. Кроме того, региональные власти наделяются правом разработки программ страхования, которые будут включать и иные бытовые риски — залив, пожар и так далее. Как сообщила вчера замдиректора департамента финансовой политики Минфина Вера Балакирева, по закону гражданин получит возмещение, даже если происшествие не будет квалифицировано местными властями как ЧС, но при этом будет соответствовать критериям, по которым такой режим вводится,— при наличии минимум 50 пострадавших. Срок вступления в силу закона — 4 августа 2019 года.
Эксперты оценили производительность крупнейших несырьевых компаний России https://www.rbc.ru/economics/25/01/2019/5c49a31c9a7947556898b63a?from=main В 2018 году Путин поставил новую цель: рост производительности труда «на средних и крупных предприятиях базовых несырьевых отраслей экономики» должен достичь 5% в год к 2024-му. В конце прошлого года Минэкономразвития и «Деловая Россия» разработали для этого новую методику. Понять, насколько амбициозна цель 5%, сейчас не так просто: ретроспективных оценок производительности по новой методике власти не приводили. По просьбе РБК эксперты Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА) оценили, как менялась производительность крупнейших российских несырьевых компаний в последние годы. Оценивалась производительность РЖД, X5 Retail Group, «Магнит», «Россети», «Интер РАО», «Атомэнергопром», Evraz, НЛМК, «Норильский никель», «Аэрофлот», «Северсталь», «Сибур», МТС, «РусГидро», «МегаФон», «Лента» и Veon (бывшая VimpelCom, работает под брендом «Билайн»). Выручка всех этих групп выше верхней границы в методике МЭР, но при оценке производительности в целом по стране будут учитываться их отдельные предприятия. С одной стороны, цель майского указа для крупнейших несырьевых компаний выглядит несложной: среднегодовой темп роста у этих предприятий за пять лет, с 2013 по 2017 год, и так уже составил 5,6%. Однако такой результат был достигнут за счет высочайших показателей четырех компаний: «Интер РАО», НЛМК, Evraz и «Атомэнергопрома». Если исключить их из выборки, оценка производительности в последние годы станет менее оптимистичной — она падала в среднем на 2% в год. Из рассматриваемых компаний наиболее высокие темпы роста производительности показали энергетики и металлурги: у «Интер РАО» производительность в 2017 году выросла на 1592% по сравнению с 2012-м, у НЛМК — на 165%, у Evraz — на 75%, а у «Атомэнергопрома» — на 74%. Аномальные показатели «Интер РАО» объясняются резким ростом рентабельности на фоне завершения инвестиций по программе договоров о предоставлении мощности и начала получения специальных платежей за новые электростанции. Наиболее высокие показатели роста производительности труда — у компаний секторов производства металлов и энергетики, а наиболее низкие (отрицательные) — у химической промышленности, телекоммуникаций и транспорта.
Сенаторы предложили ввести в России платную регистрацию всех мобильников https://www.rbc.ru/politics/25/01/2019/5c49cc299a7947660f6924b6?from=main В Совфеде предложили с 1 февраля 2020 года ввести в России платную регистрацию всех мобильных устройств с выходом в интернет по международному идентификатору мобильного оборудования (International Mobile Equipment Identity, IMEI). В ближайшее время документ будет внесен в Госдуму. Законопроект предлагает обязать производителей и импортеров регистрировать мобильные устройства по номеру IMEI. Физические лица смогут самостоятельно зарегистрировать купленные за границей гаджеты на сайте госуслуг. Речь идет не только о телефонах, но и о планшетах, ноутбуках и других устройствах. Обсуждается возможность распространения этого правила на все устройства, в том числе датчики (используются, например, в счетчиках электроэнергии и воды), которые, так же как и мобильный телефон, должны иметь серийные номера. Услуга будет платной, но ее цена не превысит 100 руб. Данные об IMEI-кодах будут храниться в базах Научно-исследовательского института систем связи и управления (ЦНИИС), подведомственного Россвязи. Операторов сотовой связи обяжут блокировать устройства, не разрешенные для работы в сетях, по IMEI. Согласно проекту, будет создана центральная база этих номеров. Она будет синхронизироваться с международной базой данных ассоциации GSMA. Зарегистрировать купленный за рубежом новый телефон нужно будет в течение нескольких месяцев. Иначе устройство будет заблокировано. Для уже используемых телефонов авторы законопроекта планируют «амнистию», которая продлится от трех до пяти лет, после чего их надо будет обязательно зарегистрировать. Под действие закона не попадут роумеры — въезжающие в Россию иностранцы, которые пользуются сим-картами зарубежных операторов. Предполагается создание нескольких списков устройств. В черный попадут похищенные, незаконно ввезенные, блокированные по запросу силовых ведомств телефоны, в белый — полностью функционирующие устройства в сетях сотовой связи, в серый список и список исключений — временно функционирующие телефоны на период проверки законности ввоза и покупки. Участники рынка в целом поддержали инициативу, но указали на то, что при ее введении нельзя спешить. Представитель пресс-службы «МегаФона» Дмитрий Лукьянчиков считает, что она поможет более точно идентифицировать абонентские устройства и блокировать их для снижения уровня преступлений, хищений и контрабанды. «Концепция была разработана с учетом мировой практики, и ее реализация предусматривает наиболее благоприятный формат для пользователей. Покупатели аппаратов получат возможность проверки их статуса в момент приобретения», — сказал он. Техническая возможность проверки данных об IMEI есть уже сейчас, но потребуется донастройка сети. «Необходимо провести тесты, пилотный проект с участием операторов связи и ЦНИИС», — считает Лукьянчиков. По его словам, только после тестов станет ясно, успеют ли операторы донастроить сети к 2020 году.
Доля иностранных инвестиций в недвижимость побила рекорд с начала санкций https://www.rbc.ru/business/25/01/2019/5c49d5649a794769de39b401?from=main По подсчетам консалтинговой компании Knight Frank, общий объем инвестиций в российскую недвижимость составил 248,1 млрд руб (около $3,8 млрд), что по данным компании сопоставимо с итогами 2017 года, когда этот показатель был на 1,5 млрд руб меньше. В объеме инвестиций аналитики компании учитывают вложения в покупку коммерческой недвижимости и земли под строительство. Доля иностранных инвестиций в недвижимость России в общем объеме сделок увеличилась на 11 п.п. по сравнению с результатами 2017 г. до 24%, подсчитали в Knight Frank. Это наибольшая доля иностранных инвестиций с 2014 года, когда она достигала 39%, поясняют в компании. При этом в абсолютных цифрах показатели прошлого года в рублях превысили показатели 2014 года, составив 59,5 млрд рублей, против 53,1 млрд руб. Больше, по подсчетам Knight Frank иностранцы инвестировали только в 2012 году (70 млрд руб). Среди иностранных инвесторов — компании из Киргизии, Чехии, Франции, Великобритании, Германии, ОАЭ, Финляндии и США. Крупнейшими сделками с участием иностранных инвесторов стали покупка торгового центра «Ривьера» компанией киргизским KLS Eurasia Venture Fund за 20 млрд рублей, торгового центра «Невский Центр» чешской PPF Real Estate за €171 млн, а также сделка по покупке 12 магазинов К-Раута французской Leroy Merlin. Директор по сопровождению сделок в секторе недвижимости PwC Саян Цыренов считает, что ценообразование объектов на российском рынке сейчас находится на очень привлекательном уровне. «Если бы не было санкций, то при таких же ценах и тенденциях на рынке, иностранных инвесторов было бы намного больше. Сейчас же только те инвесторы, у которых уже есть объекты в России, а значит нет новых политических рисков, вкладывают деньги, понимают привлекательность рынка. Но несмотря на потенциал многие другие все еще боятся прийти в Россию, так как опасаются усиления санкционного давления», — говорит Царенов.
«Регуляторная гильотина» может оказаться не слишком эффективной (мнение) https://www.rbc.ru/opinions/economics/24/01/2019/5c481a119a79475d9753ec14?from=center_6 Идея «регуляторной гильотины» (или «секиры») стала новым модным лозунгом власти, обещающим освобождение бизнеса от административного прессинга. Правительство в кои-то веки повернулось в сторону дерегулирования, но, похоже, не более того. Многие элементы подготовленной концепции в том виде, в каком она представлена, вынуждают думать, что дело может закончиться очередным свистком с дискредитацией не просто конкретного проекта, но и целого стратегического направления. Многие перспективные проекты у нас раз за разом возвращаются к давней стартовой отметке с еще более слабым посылом и с повторами стандартных ошибок. В случае с «гильотиной» начать стоило бы с оценки реальных масштабов бедствия и соотнесения проекта с концепцией и опытом реформы технического регулирования и административной реформы начала 2000-х. Провал гарантирован, если не учесть методы самой же бюрократии, позволяющие ей технично сворачивать подобные начинания. Для понимания этапов большого пути полезно открыть свежий (введен в 2016 году) «ГОСТ 32856-2014 Укроп свежий»: «Растения без корешков и с корешками, молодые, свежие, чистые, без излишней внешней влажности, с зелеными листьями, без цветочных зонтиков, не поврежденные болезнями, без признаков огрубления, подмораживания и самосогревания зонтиками в фазе цветения или начала формирования семян, без корней, без излишней внешней влажности». Шедевр, полный повторов, лишних слов, взаимоисключающей «конкретики» и явно не знакомый с редактурой. И далее так же: запах и вкус, «характерные для ботанического сорта», «длина растений от шейки корня до кончиков верхних листьев, мм, не более 250,0». Умиляет, что не 240,0 и не 260,0. Документ представляет собой сложную юридическую конструкцию с двумя десятками ссылок на другие нормативные акты и является межгосударственным стандартом Таможеного союза ЕАЭС. Это момент принципиальный: после того как закон «О техническом регулировании» перевел обязательные требования в технические регламенты, в бывшем Госстандарте возникла светлая идея вернуть ГОСТы через межгосударственные соглашения. Из этого следуют минимум три обстоятельства. «Гильотине» предстоит рубить не просто застарелые нормативы, а то, что и сейчас активно отрастает. Отсекать придется не регулятивные акты, а сами органы, институции и учреждения, этим нормативным творчеством живущие. И согласовывать вивисекцию предстоит между шестью утвердившими ГОСТ государствами, готовыми к таким телодвижениям в очень разной степени. Такие лихие приемы, как «гильотина», срабатывают только в не самых запущенных случаях, когда еще можно чего-то добиться, рубанув с плеча. В ситуациях, когда систему надо вытаскивать из болота, такие приемы сами захлебываются. Здесь необходима сложная работа, но тогда мы невольно возвращаемся к опыту попыток дерегулирования и институциональных реформ начала 2000-х. В представленной концепции «гильотины» этот опыт явно использован, но порой в весьма поверхностных трактовках. В частности, работа «гильотины» предполагает, что надо разделить нормативные акты на три категории: сохраняемые, изменяемые и отменяемые. Это дословная цитата из «Методических рекомендаций по разработке технических регламентов», разработанных Национальным институтом технического регулирования еще в начале нулевых. Но с одним принципиальным отличием: там на эти три категории делились не нормативные акты, а требования. Такой подход резко меняет смысл и объем работы, а заодно и предохраняет от лихих обещаний. Нельзя отменить документ, не разобравшись в составе конкретных норм. Или, например, предполагается, что при компоновке требований нужно делать упор на интересах регулируемых, а не регуляторов. В концепции реформы техрегулирования это называлось субъектоориентированной сборкой: в идеале каждый более или менее интегрированный вид бизнеса должен иметь исчерпывающий перечень требований, обязательных для исполнения (сейчас для каждого предприятия выявление этой совокупности норм — отдельная работа диссертационного уровня). Однако реализовать этот принцип можно только в сложной, иерархически выстроенной системе нормативных актов, в которой инвариантные для разных видов деятельности требования выносятся в так называемые общие (надотраслевые и межотраслевые) технические регламенты. Но как раз эту часть работы ранее практически провалили, а теперь и вовсе забыли — будто нет задачи привести оставляемые нормативные акты в системно организованный вид. В результате, например, у нас так и не появился общий технический регламент «О безопасной эксплуатации зданий и сооружений» с инвариантными требованиями ко всем основным видам деятельности. Поэтому неудивительно, что многие трагедии связаны именно с этой неорганизованностью нормативной базы. Люди это понимают, недаром так хорошо читалась статья о пожаре в Кемерово. Однако вместо того, чтобы доделывать начатое, у нас придумывают новые «секирные» красивости. Очень похоже на историю с модернизацией, которую сначала провалили, потом заместили скрепами, а теперь, чтобы не повторяться, разменивают на эвфемизмы искусственного интеллекта и дигитализации в условиях изоляции. Чтобы делать работу по дерегулированию методично, надо разработать грамотную систему документов обязательного нормирования (регламентов), на что исполнительная власть не сподобилась за все эти почти 20 лет. Под «гильотину» придется заново создавать систему управления реформой; пока же все больше похоже на возрождение ведомственного нормотворчества, что является шагом назад в сравнении с техническими регламентами в статусе законов. Не исключено, что «гильотиной» локально можно будет что-то улучшить, но ценой окончательного отказа от системной реформы.
|